Консультация для родителей

Логические игры с блоками Дьенеша

 

   Родители согласятся с тем, что большинство дидактических материалов, продающихся в магазинах рассчитано на определенный возрастной период, к примеру, от 2 до 3 лет, от 3 до 5 лет и т.д. И редко, когда встретишь логическую игру или конструктор, идеально подходящий для детей  разных возрастов.

    Однако исключение составляют логические блоки Золтана Дьенеша — уникального венгерского педагога. К сожалению, данная система не так популярна, как методики  Монтессори или же Глена Домана. И напрасно, между прочим. Игры этого легендарного педагога заслуживают особого внимания каждого родителя. Логические игры Дьенеша позволяют не просто играть, а играть в слова.

Игры с блоками способствуют развитию:

  • памяти
  • логического мышления
  • комбинаторики
  • внимания

Формируют и развивают следующие навыки:

  • способность определять в предметах свойства;
  • правильно их называть;
  • удерживать в памяти от одного до нескольких свойств объектов (цвет, размер и т.д.);
  • умение обобщать.

 Кстати, на родительских форумах отзывы о логических блоках Дьенеша самые положительные, у многих родителей дети считают эту логическую игру самой интересной и увлекательной. Причем вне зависимости от возраста. Поэтому приступать к  занятиям, никогда не поздно, чем раньше начнете, тем интереснее будет малышу

Набор блоков состоит из 48 объемных фигур, причем все блоки различаются по четырем свойствам:

  • форме — круглые, квадратные, прямоугольные и треугольные;
  • размеру — маленькие и большие;
  • цвету — красные, желтые, синие;
  • толщине — тонкие и толстые.

 

    Причем каждая из фигур имеет четыре свойства из четырех возможных. Кстати, в наборе нет двух одинаковых фигурок, именно благодаря этой особенности с блоками можно придумывать много интересных игр. 
   Как подсказка родителям в наборе прилагается методическое пособие, в котором визуально изображены возможные фигуры из блоков. 
    Самым маленьким лучше начинать ознакомление с самыми простейшими геометрическими фигурами: толстый-тонкий, большой-маленький. Можно рассматривать изучение сходства по цвету. 
Уже начиная с двух лет, дети учатся понимать такие слова, как «разные», «одинаковые», начинают понимать форму предметов. 
Детям  старше пяти лет будут интересны игры на обобщение, сравнение, классификацию предметов по нескольким свойствам. 
Но разделение по возрастам идет только условное — все зависит от индивидуальных особенностей интеллектуального развития ребенка. 
Для того, чтобы ребенку было интересно играть и заниматься, к этому увлекательному процессу можно привлечь любимые игрушки. 
С двух лет блоки являются больше обучающим материалом, а уже с трех лет блоки являются ничем иным как интересной игрой.

Интересные игры с блоками Дьенеша:

1. «Найди две одинаковые фигуры» (по цвету, по форме, по размеру).

Такая игра подойдет для самых маленьких — с помощью блоков можно изучать цвета, размеры и формы предметов и затем предлагать малышу разгруппировать фигуры по их свойствам. 
 

2. «Построим цепочку из фигур».

Суть игры заключается в том, что следует построить цепочку из фигур, причем как можно длиннее. Допустим, можно предложить несколько вариантов построения цепочки: чтобы рядом не было двух одинаковых фигур по форме, или же по цвету или наоборот, чтобы друг за другом шли две одинаковые по цвету (форме, размеру) фигуры и т.д.


3. «Поделим фигуры между гостями».

В роли гостей могут выступать родственники или же игрушки. Следует предложить малышу разделить фигуры таким образом, чтобы у каждого «гостя» были только фигуры одинакового цвета (размера, формы).


4. «Домик».

Для этой игры понадобиться лист бумаги и фломастер. Лист следует разделить на шесть квадратов, каждый из которых будет выступать в роли «комнаты». В пять комнат следует «заселить» блоки определенных цветов, а шестую комнату оставить незаселенной и предложить малышу догадаться, фигур какого цвета не хватает в незаселенной комнате.


5.» Угадай-ка».

Один из блоков надо спрятать в коробочку или мешочек. Допустим, фигура — большой красный квадрат. Предложите ребенку  угадать,  какой блок спрятан, он  может задавать вопросы, ответы на которые предполагают или «Да» или «Нет». Допустим, Ребенок  спрашивает: «Эта фигура круглая?» - «Нет». Вместе убираете из всех имеющихся фигурок фигуры круглой формы и т.д.